Но жизнь, всё равно, продолжается…

Историческое отступление

 

 

В нашей каюте полумрак, негромкая музыка. Табачный дым лёгким шлейфом плыл за решётку вытяжной вентиляции. На столе початая бутылка шампанского. В общем, Славик принимал гостей.

Гости, вернее гостьи, - две тридцатилетние дамы, мои знакомые, обе журналисточки. Вера Николаевна Крутова редактировала нашу отрядную газету «Галактика», которую, по- моему, кроме неё, никто не читал; рядом с ней сидела Жанна Павловна Никитина - специальный корреспондент российского телевидения.

 На столе лежал включённый диктофон, на коленях у Жанны - видеокамера.

Увидев меня, обе заулыбались.

- Командир космического корабля «Экспресс», Евгений Касатонов собственной персоной... Здравствуй, Женя. С прибытием...

- Привет, девчонки.

На вешалке ещё не просохшие от дождя куртки - обе только что с Земли.

- Мы к тебе... За новостями.

- Да, ну?

- Вот тебе и ну? Спецрейсом прямо к тебе.

Насчет спецрейса, это уж слишком - минут двадцать назад к «Радуге» подошёл рейсовый «пассажир».

- Ну что, дорогой, поговорим?

- О чём?

- Вот те раз. Ты, можно сказать, самый популярный человек там, внизу... А ещё нос воротишь.

Я налил себе шампанского. Надо немного прийти в себя.

- Жанна.

- Ау?

- Что мне тебе говорить, если ты всё лучше меня знаешь? По «ящику» так всё подробно разрисовала - даже я тебе поверил. Не пойму, зачем только Вилков с меня отчёт запросил.

Пилюля добрая. А ей хоть бы что.

- Женечка, я так переживала за тебя, что душой была с тобой.

Потрепались, наверное, с час. Снимать себя я не дал, да и разговор не получился. Договорились увидеться ещё...

Дамы ушли. Славик увязался их провожать.

Мне делать было нечего.

Убрал стол. Сбросил куртку с плеч. Завалился на койку.

В голову лезли всякие мысли, а я никак не мог от них отвязаться.

... Крутится, летит куда- то Земля, наматывая на ось года, столетия, эпохи...

Отшумел, отгромыхал своё двадцатый век, вот уже седьмое десятилетие ведёт счёт век двадцать первый- век Космоса...

Особых перемен эти годы не принесли: те же страны с их политическими системами, те же люди, каждый со своими проблемами. Повысился уровень техники, на производстве  и в быту появились долгожданные роботы, обещанные фантастами ещё лет сто тому назад, правда, без квадратных голов и металлических туловищ искусственных вундеркиндов, -а более рациональных, вытребованных самой жизнью.

Масса новшеств вошла в нашу жизнь, обходиться без которых мы уже не могли.

Но главное было не в этом. Шаг века определяли не они, эти новинки чудо-техники.

Главное было в другом:

Человечество начало расселение по Солнечной системе.

Освоение Космоса началось ещё в середине прошлого века.

4 сентября 1957 года считается  днём рождения космической эры.

Металлический шар с четырьмя антеннами, простейший спутник ПС-1, выведенный в этот день на орбиту, накручивал виток за витком, возвещая радостным бибиканием о новой победе Человечества над законами Вселенной.

С той поры каждый год вносил свою лепту в освоение космоса; каждый полёт за атмосферой Земли приближал людей к иным мирам.

Второй искусственный спутник был уже обитаем: на его борту находилась собака Лайка.

Народ в те дни чесал затылки и радостно удивлялся: «Собаку запустили, а! Это ж надо... Додумались…»

Впрочем, запустить- то запустили, а как снимать её с орбиты никто не подумал: Лайка погибла в корабле от удушья.

Но апогей удивления, радости и восторга был впереди.

12 апреля 1961 года мир содрогнулся от сообщения ТАСС: Человек вышел в Космос. Космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту совершил облёт Земли. Спускаемый аппарат с космонавтом приземлился в заданном районе Советского Союза.

Что творилось тогда на нашей Земле, что пережили тогда земляне?

Мир стонал, ревел, топал ногами от восторга, восхищаясь подвигом Человека, ещё не веря в случившееся.

Такого взлёта чувств человечество не испытывало со времён окончания второй мировой войны.

14 апреля 1961 года Москва встречала первого Героя Космоса.

Красная площадь пестрела флагами, портретами Гагарина. Плыло разноцветное полотно плакатов, транспарантов: … «Браво, Юра!», ... «Чур, я второй!», ... «Все в Космос!»…

Медные трубы, тысячи лужёных глоток пели оду славы первопроходцу Вселенной. Людское море плескалось по всей площади из конца в конец, волнами набегая к подножию Мавзолея. А на трибуне он - герой века, вчерашний лётчик с заполярного гарнизона, позавчерашний литейщик со Смоленщины.

...Плакала, охала мать: «Ох, Юрка, что наделал!...»

Заходилась в радостных воплях старуха- Европа: браво, Россия! Браво, Гагарин!

За океаном не переставал удивляться Новый  Свет: ай, да Иван! Дяде Сэму крыть нечем...

А где-то под Калугой или на Рязанщине, в только что отошедшем от зимнего полузабытья селе, в крытой камышом избе неграмотная старуха разворачивала свежий номер районной газеты и, едва взглянув на портрет на передовице, просила внуков: «Посмотри-ка. Не этот ли Гагарин будет?» Получив утвердительный ответ, долго вглядывалась в черты незнакомого лица и тянула нараспев: «А-а, это и есть Гагарин... Молодой...»

А потом тихонько спрашивала: «Бога- то он там не видел?»

И сокрушённо качала головой: «Может, и видел, да молчит...»

А потом бережно складывала газету и убирала за образа.

- Храни тебя Господь, сынок. Постоял за Русь- матушку.

...Юрий Алексеевич Гагарин... Юра...

Каждый год, 12 апреля, в День Космонавтики, в кают-компаниях  космических кораблей и орбитальных станций за одним столом собираются космонавты и космолётчики.

И первый тост за Гагарина, за светлую память о нём. Пьют стоя, не чокаясь. Это уже традиция.

Сколько лет минуло с того ясного апрельского утра, породившего тот легендарный полёт, сколько воды утекло на земле?

Обжиты межпланетные трассы, космическим рейсам давно потеряли счёт; их фиксировали, пожалуй, лишь, бортовые журналы кораблей, да диспетчеры орбитальных  станций. Космос выявил сотни героев, прославил их имена. Но имя Гагарина стоит на особом месте. Счёт героев Космоса начался с него.

... Шло время. Уходили  на орбиту корабли, научные автоматы, метеоспутники. Космос становился местом работы.

Человек изучал околоземное пространство,  работал  на науку, народное хозяйство.

И тянулся к иным мирам.

Первые межпланетные перелёты совершались ещё до полёта Гагарина. В январе 1959 года к Селене ушла первая межпланетная станция АМС1 «Луна-1» Она прошла в 5- 6 тысячах километрах от поверхности естественной спутницы Земли и исчезла в космической бездне.

В  сентябре этого же года состоялся запуск АМС «Луна- 2».

Станция дошла до Селены и взорвалась на её поверхности.

Через три недели АМС «Луна- 3» передала на Землю кадры обратной стороны Луны.

В 1961- 1962 годах совершались запуски научных автоматов к Венере и Марсу. Оба полёта не удались: у «Венеры-1» отказал радиопередатчик; с «Марсом-1» связь оборвалась по неизвестным причинам на расстоянии 106 миллионов километров от Земли.

Но неудачи не остановили на полпути. Прошли годы, и посланцы Разума вновь ушли в чёрное небо, продолжая осваивать оборванные неизвестностью трассы.

Сколько их было, этих безотказных роботов - верных слуг и помощников Человека...

Они шли к Венере, Марсу, Меркурию, к планетам-гигантам, к периферии Солнечной системы и далее- за её пределы. Именно автоматы должны были разрешить величайшую тайну Природы: одна ли наша цивилизация  живёт под этим Солнцем, или существует ещё что-то мыслящее или хотя бы просто живущее на других  планетах и, в первую очередь, на планетах земной группы.

Уходили в бездну «Венеры», «Марсы», «Маринеры», «Вояджеры», «Викинги», «Пионеры» - дерзость и мечта, точный расчёт и смелый полёт человеческой мысли, воплощённые в металл  и схемы электрических цепей.

Во время перелётов гибли одни станции, но по их пути шли другие- трудяги Космоса, честно и добросовестно выполняя возложенную на них нелёгкую миссию первооткрывателей, наматывая на датчики сотни миллионов километров от планеты до планеты- «два лаптя по космическим картам». И до предела накалялась атмосфера в постах дальней космической связи на Земле, когда избитая метеоритами станция подходила к конечной цели своего путешествия...

Нет, это не ода автоматике, не поэма о роботах. Робот всегда останется роботом, каким бы совершенным он не был. Без человека он, всего-навсего, груда титана и моток проволоки. И слава Человеку, создавшего его, вдохнувшего в металл жизнь, научившего автомат познавать неизвестное.

Автоматические станции выполняли основную задачу по исследованию Солнечной системы вплоть до конца двадцатого века.

... Говорят, мечтать не вредно: фантазия развивает  мышление.

Мечты о собратьях по разуму столетиями тревожили воображение людей. Если где-нибудь в Древней Греции какой-нибудь пастух, устраиваясь на  ночлег в стогу сена, глазел на звёзды и Луну как на картинку, то спустя столетия, человечество забубнило о «летающих тарелках», взявшихся невесть откуда; о динозаврах на Венере; о марсианах с двумя головами и собачьим хвостом; а в одном оторванном от мира гималайском селении местные жители  устанавливали контакт с обитателями  Юпитера. .

Наибольшее внимание привлекал к себе Марс.

   Именно Красная планета считалась первой претенденткой на существование на ней жизни. Мнения планетологов, отрицавших это, во внимание не принимались, сами планетологи высмеивались

«Вы  что, - кричали им сотни голосов, - с ума сошли! Марс очень похож на Землю, это ясно, как дважды два четыре... Атмосфера, полярные шапки, смена времён года - что вам ещё надо?...И народец там свой водится, будьте уверены. Кто же иначе нарыл такие  каналы, что с Земли даже видно?..

Н - да...

Марс оказался пустынным, без каких- либо признаков жизни.

О жизни, наподобие нашей, говорить вообще бы не стоило: атмосфера почти полностью углекисла, кислорода очень мало, азота нет совсем. С каналами гипотеза тоже не удалась: ими оказались длинные  вереницы выбоин и кратеров. Спор о жизни на Марсе резко поутих сразу же после посадок на планету наших «Марсов» и американских «Викингов».

Точно так же рассеялись гипотезы о существовании жизни на Венере.  Планета оказалась окутанной плотной углекислой атмосферой, сорокакилометровым слоем облаков из серной кислоты. Давление у поверхности зашкаливало за девяносто атмосфер, температура - за четыреста семьдесят пять градусов по Цельсию.

Советская автоматическая межпланетная станция «Венера-4», первая совершившая в октябре 1967 года  плавный спуск в атмосфере  Венеры, полтора часа передавала на Землю данные, пока не была  раздавлена страшным давлением у поверхности планеты.

Совсем недавно лет обломки станции нашел российский  исследовательский модуль.

Первой на планету опустилась «Венера-7. Двадцать три  минуты  проработали её приборы на месте  посадки. Больше  металл  не выдержал.

Но автоматы продолжали штурмовать планету. С каждой посадкой увеличивалось время работы, устойчивей становилась связь: конструкторы своё дело знали. «Венера- 9» проработала на поверхности 53  минуты, «Венера- 10»- уже 65 минут. Обе станции передали на Землю  панорамные изображения планеты. «Венера-13» передала цветную панораму. Станция проработала почти два часа.

   Всё шире становился диапазон исследований, каждая посадка давала всё новые данные о планете. Но признаков жизни уже не искали.

   Итак, планеты земной группы оказались пустыми, в гости лететь было не к кому. Планеты, по-прежнему, обследовали автоматы, а пилотируемые корабли крутились на околоземных орбитах вплоть до конца  двадцатого века. Девять космических кораблей серии «Аполлон» совершили в 1969-1972 годах научные экспедиции к Луне, шесть из них опустились на поверхность Селены.

На околоземных орбитах испытывались и отрабатывались новые космические системы. Появились корабли многоразового использования- прообразы нынешней космической модульной авиации.

Пока автоматические станции бороздили межпланетное пространство и окрестности чужих планет, человек шаг за шагом, осваивал технику, способную обеспечить внедрение землян в иные миры широким фронтом.

   А расселение человечества по планетам Солнечной системы было уже не за горами, ибо Земля со своими природными ресурсами не могла покрыть всех потребностей народного хозяйства.

Первой на очереди освоения была Луна. Мёртвая пустыня, миллионы лет вращающаяся вокруг Земли, ждала своих покорителей. И такой день  настал   в  середине второго десятилетия  двадцать первого века к  Селене ушла эскадра из трёх космических  кораблей.

   На окололунной орбите они состыковались в единый орбитальный комплекс. Лунные  модули доставили на поверхность необходимое оборудование и людей - персонал будущей научно-промышленной колонии. Через неделю появился первый посёлок - три титановые цистерны с  жилыми  блоками  и ангар с техникой.

   По завершении работ корабли, расстыковавшись, ушли к Земле, а оставшиеся на Луне люди приступили к выполнению своих обязанностей.

   Условия проживания в посёлке были поистине фантастическими. Люди жили в домах-цистернах, большую часть площадей которых занимали оранжереи, дающие человеку возможность обходиться без скафандра. Оранжереи, жилые, неописуемой тесноты, кубрики с рядами четырехъярусных коек, крохотные лаборатории, мастерские, две шлюзовые камеры на  дом - основная и аварийная - вот и весь уют обитателей лунной Атлантиды.

   Население посёлка составили селенологи, инженеры, рабочие, врачи

   Они называли себя диогенами, отшельниками, лунатиками. Догадывались, что были героями, но никогда не говорили об этом вслух. Луна была для них местом работы.          

Посёлок рос, расстраивался. Появились космопорт , гелиоэлектростанция,  базальтовые карьеры и шахты.

С вводом в строй космопорта открылась линия регулярного сообщения  Земля-Луна.

Грузовые и пассажирские модули доставили в посёлок новые партии оборудования и людей самых различных профессий. Менее чем через десять лет после высадки первого десанта на Луне появился Селеноград - прообраз всех инопланетных городов, заселённых землянами. Под жилым куполом удалось создать земные условия: жилые блоки квартирного исполнения, производственные площадки, был высажен  даже небольшой сквер. Город имел свой кинотеатр, центр здоровья с поликлиникой и госпиталем, плавательным бассейном и сауной. Терминал рос, возможности города - тоже.

Население - те же селенологи, инженеры, рабочие, врачи...

   Каждое утро они тянулись нестройными вереницами к шлюзовым  камерам, облачались в скафандры и, перекурив напоследок (курят в Селенограде, до сих пор, только в  шлюзах), выходили из купола к встроенным в грунт ангарам, где их ждали вездеходы, передвижные лаборатории, самоходные буровые установки и прочая техника..

Сейчас таких колоний на Луне три: наши Селеноград и Гагаринск и американская «Филадельфия- 2».

У каждой свои  органы управления, своё хозяйство.

Параллельно с освоением Луны продолжалось исследование и освоение планет земной группы.

Двадцать лет назад на околоземной орбите  были собраны две орбитальные станции  российская  «Академик Королёв»  и  американская «Колумб». По окончании

сборки и укомплектовании обе станции были законсервированы и выведены на траекторию  полёта к Венере. Режим  полёта был беспилотный.

И «Академик Королёв»,  и «Колумб»  воплотили в себе последние достижения человеческой мысли. Это были два научно-исследовательских комплекса, оснащённых самой современной техникой, необходимой для исследования Венеры, её атмосферы, Солнца и космического пространства. Обе станции имели стыковочные узлы для швартовки кораблей с Земли, а также ремонтный сектор и модульный  отсек. Научно-исследовательские модули и зонды предназначались для обследования атмосферы планеты; на борту каждой станции имелись и посадочные модули, способные работать с поверхности планеты..

Перелёт прошёл успешно: покрыв за четыре месяца расстояние в триста миллионов километров, обе станции вышли к Венере и после торможения были выведены с пролётных траекторий на орбиты искусственных спутников. Доставленный следом, обслуживающий персонал, после расконсервации, приступил к обследованию Венеры.

Так открылась ещё одна транскосмическая трасса Земля- Венера- Земля

В те годы космонавтика переживала своё второе рождение. На смену химическим ракетам приходили корабли с ядерными и электростатическими (ионными) двигателями. Намного возросла скорость, сократилось время на перелётах. Освоение космоса пошло более высокими темпами.

Экспедиция за экспедицией уходили к Марсу, Меркурию,  планетам- гигантам... На орбитах планет завертелись долговременные научно-промышленные комплексы. Одна за другой открывались новые трассы.  Люди поселились на Красной планете, Меркурии, Церере, некоторых спутниках планет-гигантов и  совсем недавно на планетной системе  Плутон- Харон.

Поначалу доставкой  на планеты людей и оборудования занимался  Отряд Космонавтов. Но уже через несколько лет даже эта солидная организация была уже не в силах удовлетворить растущих потребностей в перевозках для стремительно развивающейся космической индустрии, ибо это отвлекало отряд от выполнения основной задачи: исследования Солнечной системы и её окраин.

Трудовому Космосу были нужны свои кадры.

И тогда Роскосмос создал Управление транспортных перевозок, которое со временем выросло в  Министерство космической транспортной авиации.

Штат его составили  бывшие лётчики  Военно-Воздушных Сил, демобилизованные в связи с очередным сокращением численности  войск; ищущие приключений пилоты авиакомпаний, которым надоело  крутить штурвалы своих «тушек», «илов» или «яков»; штурманы, инженеры, техники различных авиачастей, работники авиационной и космической промышленностей.

По окончании курса обучения в институте переквалификации они распределялись по кораблям, орбитальным станциям, космопортам.

Наш отряд - одна из структур этого министерства.

Нынешний командир отряда Вилков, в прошлом начальник штаба истребительного полка ВВС, чуть позже заслуженный лётчик- испытатель, затем лётчик- космонавт, командир экспедиционного межпланетного рейдера «Москва», ходившего , в своё время, к  Сатурну. 

Управление отрядом разместилось на только что отстроенной орбитальной станции «Радуга», плавающей на околоземной  орбите. За  годы своего существования отряд превратился в большое хлопотливое хозяйство: два десятка  кораблей, дюжина орбитальных станций, столько же космопортов.

Всё это обслуживал штат численностью свыше трёх тысяч человек.

...Так уж устроен человек -не сидится ему. Какая- то сила срывает его с насиженного места, гонит куда- то на край света и дальше. И эта сила сильнее чувства самосохранения. Это страсть неукротима...

Так было всегда. Так будет всегда. Иначе бы не было Колумба и Магеллана, Джеймса Кука и Витуса Беринга, Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, Юрия Гагарина, Нила Амстронга, Эдвина Олдрина и других представителей многочисленного отряда первооткрывателей.

Несколько лет назад человечество заговорило о новой космической  экспедиции за орбиту Плутона с целью изучения окраин Солнечной системы. Из  Звёздного к нам пришёл запрос на пилота первого класса.

Кого послать - решал Вилков. И он решил послать Платонова...

Надо мной склонилось лицо Грачёва.

- Э, да ты никак уснул, командир? Устал?

Я протёр ладонями лицо, посмотрел на часы.

Проспал, примерно, час.

-Да, расслабился - сказал я, вставая с койки. - Давно пришёл?

-Только что. Смотрю, ты спишь...

- Ужинал?   

- Ужинал. Ребята тоже...

У меня за пазухой  забренчал видеофон. Удивительно. Здесь обычно пользуются бортовой переговорной связью. Видеофоны так - для сугубо личных разговоров.

- Слушаю.

Экран  высветил лицо Аллочки, секретарши Хохлова.

- Евгений Дмитриевич, добрый вечер.

- Добрый... ещё раз.

- Ты как?.. В норме?

Хорошая девчонка Аллочка. Вообще- то, зовут её Алла Станиславовна Смирнова, что звучит, для застрявшего на околоземной орбите в двадцать три года инженера-программиста, вполне нормально. Но Хохлов называет её Аллочкой. Я за, компанию, тоже - нечасто, правда. Такую фамильярность она мне прощает.

- Да так... Ничего... Случилось что-нибудь? 

- Хохлов перед отлётом распорядился проследить бумаги, на счёт вас... Так вот. Только что в отдел кадров поступил приказ...

- Какой приказ? О перемещении?

- Да, - Аллочка  запнулась.

- Спасибо, Алла. Ты настоящий друг. Но я уже всё знаю. Главный лично оповестил.

- Я подумала...- она волновалась. - Это нечестно... Тут, пока вас не было, столько людей с вашей посадкой разбиралось... Я такого наслушалась... И Виктор Васильевич не согласен...

- Ладно, что уж теперь... Переживём...  Скажи лучше: Хохлов куда улетел?

- Вызвали в Селеноград. На три дня ...

- Стало быть, ты вольный человек?

- Да.… Завтра с утра с бумагами разберусь, да уеду. Три дня, всё-таки,.. а там выходные...

- Ну, а сегодня?

- Чего сегодня?

- Сегодня ты свободна?

Алла рассмеялась, похоже, искренне.

- Ты начинаешь за мной ухаживать, Касатонов?

Я не ответил. Такие вопросы, обычно, пропускаются мимо ушей.

- Я сегодня не ужинал... Столовая уже закрыта. А ресторан у нас двадцать четыре часа в сутки... для всех желающих,.. прибывающих и убывающих,.. в общем, есть нормальный повод пригласить тебя ... Как смотришь на это?

- Ты бы хоть спросил меня - хочу ли я ужинать?

- Это уже твоё дело. А моё - добычу на стол.

Её брови слегка нахмурились.

- Спасибо, конечно... Но пойти с тобой не могу... Мне уже предлагали сегодня: я отказалась. Неудобно.

- Кто же это тебя заангажировал?

- Не твоё дело. Один наш общий знакомый.

Хороший ответ. Особенно здесь, на «Радуге», где тебя любая собака знает, он очень кстати.

Аллочка, помолчав, добавила:

- Платонов приходил. Он сегодня улетает.

Ох уж этот Платонов...

- Московский «пассажир» отходит через полчаса. Так что всё в порядке... Жизнь продолжается.

Алла улыбнулась.

- А ты молодец. Хорошо держишься.

- Ну, так что?... Ты идёшь?

Она кивнула.

- Только где-нибудь через час, ладно?

- Ладно... Что заказать?

- А мы придём и посмотрим...

- Всё. Пока.

- Пока.

 

 

 

 

         На предыдущую страницу                                                                                                                                        На следующую страницу

 

         На первую страницу

 



1 АМС- автоматическая межпланетная станция